Вызов реставратору: состязаемся с природой

9 августа 2017

Пожалуй, самое сложное в эстетической стоматологии - это восстановление коронковой части одного фронтального зуба так, чтобы он полностью гармонировал с соседними. В этом вопросе, я думаю, со мной согласятся как врачи-реставраторы, так и стоматологи-ортопеды, ведь проблемы воссоздания естественности центрального зуба, входящего в линию улыбки требуют высокого качества исполнения.

Если с воссозданием формы зуба проблем обычно не возникает, то с подбором цвета, прозрачностью и текстурой поверхности приходиться повозиться. Какой метод реставрации выбрать, как повторить природу и при этом не создать себе проблем?

Давайте рассмотрим один из классических клинических примеров. В клинику обратился молодой человек с жалобой на откол зуба. При опросе выяснилось, что откол произошел в результате травмы за день до визита. Осмотр и обследования показали, что показатели ЭОД в норме, пульпа не вскрыта.

Прежде всего стал вопрос о выборе метода восстановления. Металлокерамическая, безметалловая или цельнокерамическая коронка предполагают значительный объем препарирования твердых тканей зуба. Учитывая возраст пациента (18 лет) и травматический характер скола, можно с большой степенью вероятности предположить, что данная процедура потребует депульпации, а попытка сохранения пульпы под коронкой явно рискована. Это связано прежде всего с размерами пульповой камеры из-за достаточно молодого возраста пациента. Восстановление дефекта керамическим виниром требует меньшей препаровки и поэтому более предпочтительно, к тому же можно достичь хорошего эстетического результата. Но во многом этот результат зависит от профессионализма техника и вашего с ним взаимопонимания. Следует учитывать, что различная освещенность в кабинете и лаборатории затрудняют подбор цвета, структуры и прозрачности, особенно когда техник не «под боком». Такие ортопедические работы относятся к категории эксклюзивных, что значительно увеличивают их стоимость.

На наш взгляд наиболее предпочтительным вариантом лечения подобных случаев является методика реставрационного восстановления с использованием современных композитных материалов. В отличии от приведенных выше методов ортопедического лечения, композитная реставрация является наиболее консервативной, самой быстрой и простой в исполнении. Учитывая показания к композитной реставрации и вышеперечисленные факторы, было принято решение восстановить дефект с помощью композитной реставрации.

Прежде чем приступить к работе, необходимо определить яркость, насыщенность и оттенок зуба, его прозрачность, наличие мамеллонов и перикиматов. 

В данном случае основной цвет – В2, режущий край и углы соседнего центрального резца достаточно прозрачные. Зуб можно отнести к группе средней прозрачности, имеются неярко выраженные мамеллоны. Для облегчения работы и уменьшения финишной обработки следует провести измерения ширины режущего края, экватора и длины коронковой части зуба с помощью штангенциркуля.

Под инфильтрационной анестезией Sol. Ultracaini была проведена препаровка зуба. Обратите внимание на контуры зуба – они практически не изменились – на вестибулярной поверхности скос по технике overlay preparation (широкий скос), на небной поверхности скос по типу shamfer для создания ретенции.

Обязательным требованием является изоляция зуба с помощью коффердама. Лучше изолировать один зуб. В этом случае соседние не пересыхают и есть возможность сравнить с ними полученную реставрацию, а также очень удобно моделировать форму коронки на апроксимальных поверхностях. 

Ориентироваться на оставшиеся ткани восстанавливаемого зуба нельзя – сразу после реставрации они пересушены и реставрация может отличаться от них по цвету и прозрачности.

Протравливающий гель наносится на кисточке. Эмаль зуба протравливается в течение 30 секунд, дентин – 10 секунд. Гель смывается обильной струей воды без воздуха в течение 20-30 секунд, зуб высушивается (важно не пересушить – должен быть вид «мокрого песка»). Наносится бондинг-система, подсушивается около 20 секунд слабой струей воздуха и полимеризуется по 10 секунд с каждой стороны зуба.

После этого восстанавливаем небольшую массу дентина (небный аспект) опаковым материалом, в данном случае опакер оттенка В2. Он должен быть выше уровня мамеллонов. Затем восстанавливаем небную поверхность эмалевым оттенком В2, кроме режущего края, который мы восстанавливаем прозрачным оттенком эмали. 

Все это время необходимо проверять зуб на просвет внутриротовым зеркалом (направьте светильник так, чтобы свет попадал только на зеркало, а отраженный свет проходил сквозь зуб) – реставрация на данном этапе должна быть прозрачнее, чем зуб. Использование фотополимеризующей лампы для просвечивания не дает полного представления о прозрачности, так как её свет слишком интенсивный. 

После этого добавляем опаковый оттенок В2 формируя мамеллоны. На этом этапе реставрация должна быть чуть прозрачнее зуба. Используя эмалевый оттенок В2 достраиваем зуб, за исключением режущего края, который мы формируем прозрачным оттенком эмали. Прозрачность режущего края можно изменять добавлением тонкого слоя основного эмалевого оттенка. 

Очень важно контролировать размеры зуба, проводя контрольные замеры с помощью штангенциркуля - это обеспечит сохранение топографии слоев от опакового до прозрачного, сократит время финишной обработки зуба.

Для восстановления контактных пунктов необходимо сделать дополнительные отверстия в коффердаме для соседних зубов, расширяя рабочее поле и на контактные пункты. Используется стандартная техника – контурированная целлулоидная матрица + прозрачный клинышек.

После удаления коффердама приступаем к финишной обработке и полировке. Финишную обработку лучше всего проводить твердосплавными борами Safe - End ( SS White ). Предварительная обработка реставраций проводиться 10-гранными твердосплавными борами, а окончательная 20-гранными финирами. 

Использование алмазных инструментов в зоне соединения пломбы и эмали может привести к краевым микросколам эмали. Это дополнительно ухудшает краевое прилегание реставрации и способствует отслоению истонченного участка реставрации, что со временем приводит к образованию пигментированной линии по краю реставрации. 

Равномерное снятие композита с поверхности производится плавными движениями рукой с наконечником против часовой стрелки, при этом давление на бор должно быть очень небольшим и по силе сравнимо с давлением на карандаш при письме.

Окончательную полировку до достижения «сухого» блеска проводим с помощью полимерой губки и набора паст.


Полученный результат не позволяет нам усомниться в правильности принятого решения в выборе реставрационного варианта восстановления. Использование данной техники не требует ни снятия слепков, ни кропотливого описания цвета, ни повторных визитов для примерки и фиксации, ни споров с техником. Вся работа заняла около 1 часа.

Конечно, выполнение подобных реставраций требует определенных навыков, но возможность получения высокоэстетичных результатов, причем очень быстро, может подтолкнуть большинство стоматологов к более глубокому изучению методики композитной реставрации.

Последние публикации

5 апреля 2020

Лучшие маски от коронавируса от Crosstex

В нынешних условиях у многих вполне закономерно возникает вопрос: «Какие маски защищают от коронавируса?». 

Читать полностью
Рекомендованные товары

Если у вас остались вопросы, мы с удовольствием на них ответим