Клинический случай снятия старого мостовидного протеза большой толщины

7 августа 2017

      Практика каждого врача-стоматолога неизбежно связана со снятием старых мостовидных зубных протезов. Причины для разрезания старых коронок могут быть совершенно различны, общими могут быть только особенности проведения операции распиливания и снятия протеза.

      В клинику обратилась пациентка с изготовленным ей 4 года назад мостовидным протезом из металлокерамики с опорой на 45 и 47 зубы (Рис. 1). 

Рис. 1. Мостовидный протез с опорой на 45 и 47 зубы

      Пациентка жаловалась на постоянную кровоточивость десен в области 45 и 47 зубов, на периодическую болезненность при жевании в 45 зубе и на косметический дефект в пришеечной области, заключающийся в обнажении края коронок опорных зубов. Рентгенологическая картина показала наличие одонтогенной кисты 45 зуба, и было принято решение о снятии старого мостовидного протеза с целью проведения необходимого эндодонтического и хирургического лечения.

      Планирование последующих врачебных этапов в терапевтическом и ортопедическом лечении определило необходимость изготовления провизорного (временного) мостовидного протеза с опорой на 45 и 47 зубы. Для этого мы сняли частичный оттиск правой половины нижней челюсти до этапа снятия мостовидного протеза (Рис. 2). 

 

Рис. 2. Снятие оттиска с правой половины нижней челюсти до снятия мостовидного протеза.

      Оттиск снимали базовой силиконовой массой высокой вязкости без последующего уточнения корректирующим слоем (Рис. 3).

Рис. 3. Частичный оттиск правой половины нижней челюсти до снятия мостовидного протеза

      Разрезание коронок опорных зубов мы проводили двумя этапами. На первом этапе алмазным инструментом мы произвели вертикальный пропил на всю высоту коронки от шейки до середины окклюзионной поверхности (Рис. 4). Необходимость такого пропила заключается в образовании борозды или, если хотите, будущей «колеи», по которой ровно, без срывов будет двигаться инструмент, осуществляющий собственно распил коронки.

Рис.4. Вертикальный пропил алмазным инструментом на всю высоту коронки от шейки до середины окклюзионной поверхности

      Вторым этапом мы проводили разрезание металлического каркаса мостовидного протеза. Наши предпочтения в проведении этой манипуляции были отданы бору Great White Ultra 856 компании СС ВАЙТ как наиболее подходящему для решения поставленной задачи благодаря существенно увеличенной длине рабочей поверхности и идеальной центровке бора (Рис. 5). 

Рис.5 Распиливание каркаса мостовидного протеза с помощью бора GW Ultra 856

      Кроме того, бор GW Ultra 856 изготавливается из цельного куска карбида вольфрама, что многократно усиливает шейку бора и полностью предотвращает коррозию в месте соединения рабочей головки с хвостовиком, исключая возможность отлома головки бора во время работы. Использование этого бора в данной клинической ситуации было предпочтительным перед традиционно используемым бором GW 2 еще и потому, что у бора GW Ultra существенно увеличивается шаг между расположением горизонтальных насечек на рабочем лезвии бора, что существенно ускоряет эффективную работу (Рис. 6).

Рис. 6. Сравнение бора Great White Ultra (слева) и бора GW 2 (справа).  Увеличенная длина рабочей поверхности бора Great White Ultra,  увеличенный шаг между расположением горизонтальных насечек  на рабочем лезвии бора Great White Ultra, отсутствие горизонтальных насечек на закруглении головки бора Great White Ultra

      Процесс распиливания металлического каркаса проводили возвратно-поступательными движениями вдоль оси бора, располагая бор при этом всей своей режущей поверхностью к коронке. Распилы на опорных зубах производили с вестибулярной стороны от края коронки до середины окклюзионной поверхности, что было достаточным для небольшого отгибания краев распила, и простого снятия мостовидного протеза (Рис. 7).

Рис.7. Снятый мостовидный протез. Видны распилы на опорных зубах  с вестибулярной стороны от края коронки до середины окклюзионной поверхности, достаточные для небольшого отгибания краев распила и простого  снятия мостовидного протеза. Инструмент, которым произвели распил

      Распиленный и снятый мостовидный протез был исследован нами с помощью микрометра (Рис. 8), и было установлено среднее значение толщины металлического каркаса в 1,5 мм. (Рис. 9). На отдельных участках окклюзионной поверхности толщина каркаса составляла 2-2,5 мм.


Рис. 8. Снятый мостовидный протез. Измерение толщины с помощью микрометра


Рис.9. Среднее значение толщины металлического каркаса равно 1,5 мм

      Полное время разрезания и снятия мостовидного протеза столь большой толщины составило 6 минут (Рис. 10).

Рис.10. Ситуация в полости рта после снятия протеза

      Далее по традиционной методике, используя предварительно полученный оттиск, изготавливаем временный мостовидный протез из композита химического отверждения (Рис. 11).


Рис 11. Готовый временный мостовидный протез из композита химического отверждения, полученный по предварительному оттиску

      В заключение, постараемся тезисно выделить основные моменты рационального разрезания и снятия старых мостовидных протезов и искусственных коронок: 

  • Безболезненность. 
  • Отсутствие травмы культи зуба и окружающих тканей. 
  • Быстрое и комфортное для пациента распиливание искусственных коронок. 
  • Обязательное использование водяного охлаждения для очищения рабочего поля и для предотвращения термотравмы.

      Необходимо помнить, что нельзя использовать для распиливания современных конструкций стоматологических протезов коронковые пилы и диски для прямого наконечника в силу их повышенной травмоопасности.

Последние публикации

5 апреля 2020

Лучшие маски от коронавируса от Crosstex

В нынешних условиях у многих вполне закономерно возникает вопрос: «Какие маски защищают от коронавируса?». 

Читать полностью
Рекомендованные товары

Если у вас остались вопросы, мы с удовольствием на них ответим