Использование золотой пропорции в эстетическом лечении

9 августа 2017

      В современном обществе изменилось социальное положение женщины, и поэтому вполне оправдано в психологическом и физическом плане стремление иметь хороший вид лица, улыбку, фигуру, которой можно гордиться, красивую грудь. Все эти факторы придают дополнительную уверенность человеку, повышают его настроение, позволяют уменьшить количество депрессий.

      Улыбка - это такая важная часть общения, что мы обращаем на нее больше внимания, чем на другие выражения эмоций. Мы можем различить (заметить) улыбку на расстоянии 100м – это длина футбольного поля.

      Что делает личность привлекательной? Согласно исследованиям, таким как работа Карла Граммера в университете Виена и регент-профессора Венди Торниела университета Нью-Мехико – красота. Красота - это просто баланс (равновесие).

      Физическая симметрия воспринимается как отражение полноценности, молодости, здоровья и силы. Ненси Эткоф, автор работы «Выживают прекраснейшие: наука красоты», говорит: «наша чувствительность к красоте подсознательна, т.е. управляется работой мозга, сформированного естественным отбором. Нам нравиться смотреть на гладкую кожу... и симметричные тела...»

      Благодаря современным средствам массовой информации пациенты начинают открывать для себя то, что многие из них давно уже знали: реабилитация улыбки не только возможна, но может позитивно воздействовать и изменять человеческую жизнь. К тому же симметрия связана с сексуальной активностью. Торнил – профессор биологии и профессор психологи Стевен Ганистад из университета Нью - Мехико обследовали сотни мужчин и женщин. Они обнаружили, что мужчины, выглядящие симметрично начинают свою сексуальную жизнь на 3-4 года раньше, чем их не симметричные оппоненты. И еще, женщины предпочитают аромат симметричных мужчин, и наоборот.

      Популярность телевизионных передач, таких как «Экстремальный макияж», показывает обворожение публики косметической стоматологией и пластической хирургией. Подтяжки лица, пластика носа, подтяжки век, липосакция, инъекция коллагена и имплантация протезов в грудь и щеки не дают пластическим хирургам сидеть сложа руки. Стоматологи в настоящее время даже больше, чем раньше сталкиваются с пациентами, желающими улучшить свои улыбки. Мотивация для этих стоматологических процедур – в личных и профессиональных целях.

      Стоматология играет важную роль (является неотъемлемой частью) в достижении их желания улучшения и омоложения внешности. Во многих случаях, человек хочет не только выглядеть моложе, но также откорректировать имеющуюся асимметрию.

      В чем же кроется ключ к симметрии? Одним из основных моментов по-мнению многих авторов является так называемая золотая симметрия. Соотношение золотой пропорции равное 1 к 1.618, может быть найдено во многих достопримечательных местах и играет огромную роль в современных и исторических структурах и формах. 

      Самые ранние ссылки на "золотую пропорцию" появились, по крайней мере, 2500 лет назад, но не могут быть приписаны к специфическому случаю или создателю. Это - основная пропорция Пирамид Египта и центральный элемент в Timaeus Платона, одном из самых ранних текстов, посвященных физике космоса. 

      В 14-ом столетии Леонардо Да Винчи первый ввел термин "божественная пропорция", и она играла важную роль в изображении фигур в его многочисленных великих произведениях, включая "тайную вечерю". В течение прошедших сотен лет исследования «божественной пропорции», позже известной как золотая пропорция, обнаружили её во всех областях жизни, начиная от строения раковины улитки (рис.1) и заканчивая пропорцией зубов. 

Рис. 1. «Золотая пропорция» обнаружена почти во всех областях жизни, начиная от строения раковины улитки и заканчивая пропорцией зубов

      Пожалуй, самая интересная работа в этой области – работа д-ра Стивена Макуарта, который смог успешно идентифицировать, что является красотой для всех рас, культур и областей проживания. Доктор Стивен Макуарт - в прошлом пластический хирург, изучавший привлекательность обнаружил, что математическое соотношение, известное как золотая пропорция (1:1.618, также известное как число фи), подходит и к человеческому лицу, в соответствии со своими исследованиями он создал «маску» симметрии, которую можно «наложить» на лицо (рис.2 и 2а).

Рис. 2. Маска красоты очень хорошо подходит к лицам людей, которых мы привыкли считать красивыми (Мэрилин Монро, царица Нефертити)

Рис. 2а. Им создана маска красоты и для мужских лиц (Пирс Броснан, Том Круз)

      В приложении к стоматологии, золотая пропорция означает, что зубы выглядят наиболее гармонично, когда мы смотрим на них спереди, если видимые поверхности центральных и боковых резцов соотносятся как 1 к 1,618.

      В данной статье будет рассматриваться клинический случай, на примере которого будет показано, как был достигнут эстетический результат в случае асимметрии зубов верхней челюсти. 

      В нашу клинику обратилась пациентка с жалобами на эстетические недостатки своей улыбки. При осмотре выявлена ортодонтическая патология фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей, также на зубах 11 и 12 имелись не подходящие по цвету реставрации с нарушенным краевым прилеганием. Также на зубе 21 и 12 выявлены небольшие кариозные полости на контактных поверхностях. Средняя линия между зубами не была строго вертикальной и имела наклон вправо. 

 Рис. 3. Средняя линия между зубами не была строго вертикальной и имела наклон вправо

Рис. 4. Четко прослеживается граница старых реставраций на зубах 11 и 12

Рис. 5. Вид фронтальных зубов верхней челюсти до лечения с небной стороны. Отчетливо виден вторичный кариес на контактных поверхностях зубов 11, 12, образовавшийся из-за нависающих краев на старых реставрациях

      Учитывая отказ пациентки от предложенного ей ортодонтического лечения, особенности прикуса и наличие пломб и кариозных поражений, было принято решение об одномоментной коррекции формы положения и цвета. Принимая во внимание недостаточное для других вариантов лечения время пребывания в Москве, была выбрана методика прямой реставрации реставрационными материалами. При этом планировалось изготовить Wax-up и компьютерное моделирование для демонстрации будущего результата. 

      Общее правило для таких случаев это то, что Вы должны поправить 3 раза. Первый раз на компьютере с помощью имиджинговых программ, второй раз на модели с полным wax-up и третий - с помощью окончательной реставрации. 

      Диагностическое моделирование из воска служит нам коммуникативным средством для того, чтобы понять - совпало ли наше решение с пожеланиями пациента, до того как мы взяли в руки наконечник. К тому же, восковая модель – это трехмерный проект будущего конечного результата. Мы должны увидеть конечный результат до того, как начнем делать его своими руками. 

      На модели мы рассчитали ширину 4 передних зубов, в зоне которых предполагается вмешательство и подобрали соответствующую ширину каждого зуба, чтобы получить соотношение между центральными и латеральными резцами 1 к 1.618 при прямом взгляде на модель. Пример диагностического воскового моделирования и моделирования на компьютере показан на рис 5а и 5б. 

Пример диагностического воскового моделирования (wax-up)

Рис. 5а. Пример диагностического воскового моделирования (wax-up)

Рис. 5б. Пример моделирования предполагаемого результата на компьютере

      После того как мы оформили окончательный вариант на wax-up, приступаем к препарированию. Убираем с учетом восковой модели все выступающие участки с небольшим запасом для реставрационного материала и старые реставрации. Приступаем к моделированию с учетом индивидуальных цветовых особенностей и особенностей формы, которые гармонируют с лицом пациента.

Рис. 6. Резцы верхней челюсти созданы из реставрационного материала с учетом коэффициентов «золотой пропорции»

Рис. 7. Вид фронтальных зубов верхней челюсти после лечения с небной стороны

      Для обработки реставраций использовались боры из серии Safe - End компании СС ВАЙТ. Эти карбидо-вольфрамовые боры специально разработаны и широко применяются для финишной отделки реставрационных материалов. Вопрос альтернативы почти не стоял, так как эти инструменты проверены и очень хорошо себя зарекомендовали.

      Семейство боров Safe-End (рис. 8) состоит из 5 твердосплавных боров с 10-ю режущими гранями и 5 боров с 20-ю режущими гранями. 10-гранные боры используются для первоначальной обработки, а завершают отделку реставраций 20-гранные финиры. При обработке необходимо стремиться обрабатывать поверхность движениями против часовой стрелки с небольшим давлением (как при письме карандашом), только так можно добиться наилучшего результата.

Рис. 8. Набор боров Safe-End компании СС Вайт состоит из 5 твердосплавных боров с 10-ю режущими гранями (1 маркировочное кольцо) и 5 боров с 20-ю режущими гранями (2 маркировочных кольца)

По данным электронно-микроскопического анализа рельеф обрабатываемой поверхности существенно различается в зависимости от вида бора и скорости его вращения. Наибольшая шероховатость поверхностей отмечена при использовании абразивных боров, по сравнению с твердосплавными режущими борами, при прочих одинаковых параметрах препарирования (рис. 9).

Рис. 9. Пример поверхностей композита обработанных разными финишными борами

Коллектив авторов надеется, что представленная выше информация поможет Вам в лучше компенсировать некоторые природные недостатки.


Рис. 10. Улыбка пациентки после лечения

Последние публикации

5 апреля 2020

Лучшие маски от коронавируса от Crosstex

В нынешних условиях у многих вполне закономерно возникает вопрос: «Какие маски защищают от коронавируса?». 

Читать полностью
Рекомендованные товары

Если у вас остались вопросы, мы с удовольствием на них ответим